Дистанционное обучение — это взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения, формы контроля) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Первый в мире вуз с дистанционным методом обучения был открыт в Великобритании в 1969 г. Уже название университета — Открытый Университет Великобритании, демонстрировало доступность новой схемы получения образования, благодаря невысокой плате за обучение и свободному посещению аудиторных занятий.
Следовательно, в Европе дистанционное обучение развивается около 50 лет и пользуется очень большой популярностью, как среди выпускников школ, так и специалистов, желающих пополнить объем профессиональных знаний, умений, компетенций или получить новую специальность.
Развитие дистанционного образования в России началось в 1995 году. Сегодня, спустя двадцать лет, система дистанционного обучения прочно «вставшая на ноги», не модное и сомнительное изобретение, а принципиально новый, высокотехнологичный подход к процессу передачи знаний. Различные on-line курсы, предлагающие как глубокую теорию, так и весомую практику в той или иной области, становятся все более и более популярными среди людей самого широкого спектра профессий.
Однако, дистанционное обучение – до сих пор остается новой и пока не всем привычной формой полноценного обучения.
Дистанционное обучение — очень гибкая и удобная система образования. Студент фактически самостоятельно задает себе параметры получения знаний, выбирая и график, и темп занятий. В то же время для человека, получающего дистанционное образование, нет проблемы поиска учебных материалов и пособий — их предоставляют автоматически, более того, при дистанционном обучении есть большая возможность получать знания от лучших преподавателей, имеющих опыт практической деятельности.
Благодаря современным средствам цифровой связи, студент в процессе обучения может получить не только предусмотренную программой информацию, но также и консультации, разъяснения и ответы на интересующие его дополнительные вопросы.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» появилась специальная статья, детально регламентирующая понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии».
Очень важный момент, который надо учитывать — качество обучения с применением дистанционных технологий, по сравнению с традиционной формой обучения не только не падает, напротив — повышается. Слушатель, хотя и занимается самостоятельно, но постоянно находится под строгим контролем преподавателя, который систематически отслеживает его действия в системе дистанционного обучения; имеющиеся методические и учебные материалы, включая интерактивные учебно-методические комплексы, видеоуроки, on-line-вебинары, тестовые задания, практические работы помогают усваивать материал гораздо эффективнее.
Документ об окончании учебного заведения с применением дистанционных технологий получил юридическое подтверждение и не меняется в зависимости от формы обучения (традиционная, либо дистанционная).
Следует отметить, что и работодатели стали с большим уважением относиться к уровню знаний претендентов, обучающихся дистанционно, т.к. в XXI веке неграмотным считают не того, кто не умеет писать или читать, а того, кто не готов постоянно учиться новому или переучиваться, если того требуют обстоятельства. Развитие технологий во всех сферах деятельности человека происходит с огромной скоростью и диплом об образовании, полученный несколько лет назад, может сегодня стать не актуальным, если регулярно не обновлять базу собственных знаний, а дистанционное обучение позволяет успешно совмещать учебу и работу.
Таким образом, главный принцип дистанционного обучения – использование виртуального пространства для взаимодействия преподавателя и студента. При этом в основе обучения дистанционно лежит не исключительно самостоятельная работа обучающегося, а достаточно тесный контакт и общение с преподавателем в нужном студенту для понимания и осмысления учебного материала объеме.
В настоящее время дистанционное обучение является абсолютно равноправной формой обучения по отношению к традиционной. Не случайно, учебные заведения с дистанционной формой обучения сегодня более популярны у абитуриентов по сравнению с образовательными учреждениями такой формы обучения не имеющими.
Современное дистанционное обучение гарантирует полноценное среднее профессиональное, дополнительное профессиональное и высшее образование, достаточный объем знаний, умений, компетенций согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов, которое можно получить и быстрее, и, что сегодня немало важно, значительно дешевле.