Электронное обучение (англ. E-learning, сокращение от англ. ElectronicLearning) — это система обучения при помощи информационных и электронных технологий.
Первые проекты электронного обучения в мире появились в 1990-е годы, но по-настоящему массовым явлением стали совсем недавно.
Электронное обучение — относительно новый термин в Российском Законодательстве. Он введен Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» в следующей формулировке: «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников».
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, согласно ст. 16 п. 2 ФЗ РФ «Об образовании в РФ», вправе применять электронное обучение при реализации образовательных программ.
К электронному обучению относится:
- самостоятельная работа с электронными учебными материалами;
- получение удалённо (территориально) консультаций преподавателя, возможность дистанционного взаимодействия;
- создание распределённого сообщества пользователей, ведущих общую виртуальную учебную деятельность;
- своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов;
- формирование и повышение информационной культуры, овладение современными информационными технологиями, повышение эффективности своей учебной деятельности;
- освоение и популяризация инновационных педагогических технологий;
- возможность развивать образовательные веб-ресурсы.
Всё вышеперечисленное составляет основу эффективного и интересного обучения.
Электронное обучение в России быстро развивается. Востребованность нового формата обучения связана с его явными преимуществами:
1. Свобода доступа к учебным материалам — обучающийся может заниматься практически в любом месте.
2. Гибкость обучения — продолжительность и последовательность работы с учебными материалами студент выбирает сам, адаптируя процесс обучения под свои возможности и потребности.
3. Возможность развиваться в ногу со временем — пользователи электронных курсов: и преподаватели, и студенты развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.
4. Возможность определять четкие критерии оценки знаний — в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.
Порядок применения образовательными организациями электронного обучения при реализации образовательных программ или их частей регламентирован приказом Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2.
Образовательные организации вправе применять электронное обучение в предусмотренных ФЗ РФ «Об образовании в РФ» формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации.
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагога с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения; допускается отсутствие аудиторных занятий.
Мониторинг уровня развития электронного обучения в России показывает, что его реализация осложняется, прежде всего, необходимостью внедрения технической инфраструктуры и новых организационных механизмов для поддержания образовательных процессов в новом формате.
С гордостью можем заявить, что наше учебное заведение обладает необходимой технической базой и опытом использования новых образовательных технологий и инновационных решений, в том числе электронного обучения, стремится использовать все преимущества электронного обучения для повышения эффективности образовательного процесса и повышения академической мобильности студентов.
Мешкова Светлана Викторовна
Кандидат экономических наук, доцент.